Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся, она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус). Научить определять на ощупь температуру воды.
Материалы: две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор мелких предметов, тазик с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 5 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей, кубики льда.
Содержание организованной деятельности детей
1.Узнаем, какая вода.
Воспитатель. Ребята, я вам принёс две загадочные банки (дети вместе с Воспитателем рассматривают закрытые крышками банки, одна – пустая, другая – с водой). Интересно, что в них?
Предлагает детям рассмотреть.
При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая – тяжёлая.
Воспитатель. Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха) Правильно, она пустая, поэтому и лёгкая.
Воспитатель (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?
Воспитатель. В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?
Дети. Вода.
Воспитатель. Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.
Дети выбирают любой предмет и опускают его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Воспитатель помогает детям в эксперименте, с каждым ребёнком закрепляет понятие «прозрачная».
Воспитатель. А если мы наклоним банку с водой, что произойдёт?
Дети. Вода выльется.
Воспитатель. Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.
Воспитатель наливает чистую воду ребятам в стаканчики- сами попробуйте, как водичка льётся.
Вывод.
Воспитатель. Ребятки, водичка у вас в стаканчиках какая?
Дети: Чистая и прозрачная.
Воспитатель. А можно её пить?
Дети: Можно (пьют воду)
2.Вода – волшебница.
Воспитатель. Ребята, мне так понравилось у вас, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у вас сегодня интересного? Так (показывая детям), три одинаковых бутылки. С чем они?
Дети. С водой.
Воспитатель. Конечно, это вода. Какая вода?
Дети. Чистая и прозрачная.
Воспитатель. Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку) А хотите, научу делать фокус? Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льётся вода, потому что она жидкая. Какая в нём вода? Прозрачная. А сейчас я добавлю в воду красную краску. Раз, два, три! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает палочку в стакан). Палочки не видно, значит, вода непрозрачная.
Воспитатель. Вот какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску. Можно ли пить цветную воду?
Дети: Нельзя, можно заболеть.
Дети повторяют фокус.
Воспитатель. А зачем нам нужна третья бутылка?
Я хочу показать вам ещё один фокус, как вода может менять свой вкус и цвет. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканчиках? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая вода на вкус? (У воды нет вкуса) Понюхайте, чем пахнет вода? Ничем?
А сейчас я вам каждому в стаканчик положу немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Вода пахнет кофе) А какого цвета стала вода? (вода стала коричневой). Вода поменяла цвет, растворила кофе.
А теперь попробуйте, какая вода стала на вкус? (Горькая) Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар).
Возьмём сахар. (Воспитатель предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого.
Вывод.
Воспитатель: Ребятки, что нового вы узнали о воде?
Дети: В воде растворяется краска, сахар, кофе.
Воспитатель: Значит, водаможетпоменятьизапах, ицвет, ивкус.
Волшебница, да и только!
3. Горячо – холодно.
Воспитатель. Давайте сравним воду в двух стаканах. Какая она на цвет? (бесцветная, прозрачная). Какой имеет запах? (дети нюхают и убеждаются, что запаха нет). А вкус? (делая глоток, замечают, что и вкуса нет).
Воспитатель. Значит вода в стаканчиках абсолютно одинаковая? (нет, отличается). Чем? (в одном стакане теплая, в другом – холодная)
Дети определяют на ощупь, где тёплая вода, а где – холодная
Воспитатель показывает кусочек льда. Что это? (лед). А что такое лед? (замерзшая вода) А что с ним произойдет со льдом в воде? (растает и превратится в воду)
Дети опускают лед в стаканчики с холодной и теплой водой. Убеждаются в том, что лед в воде растворяется. И быстрее он тает в теплой воде.
Воспитатель. Ребята, вода может быть как в жидком состоянии так и в твердом- лед. А знаете во что еще может превратиться вода?
Проводим опыт с электрочайником и замечаем, что вода при нагревании превращается в пар.
итог.
Воспитатель. В каком состоянии может быть вода? (твердом, жидком, газообразном)