Изучаем свойства воздуха

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства  воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы:  полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля; стаканчики с водой, два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий). Тарелка (поднос); стеклянная воронка; соломинки и раствор для мыльных пузырей, тазик с водой;  бумажные кораблики.

 

Содержание организованной деятельности детей

  1. 1.   Что в пакете?

 

Воспитатель  приносит в группу полиэтиленовые пакеты. Ребята, что в этих пакетах?

Дети вместе с воспитателем рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.

Воспитатель .  А что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий. Что же там? Откройте, мы посмотрим.

Воспитатель открывает пакет, в нём нет ничего, обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.

Воспитатель .Так что же было в пакете?

В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.

Воспитатель .  Давайте вместе ловить воздух пакетом. Д ети сами набирают воздух в пакеты.

2. Игра с соломинкой.

Воспитатель . Ребята, я принесла  вам подарки.

Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.

Воспитатель. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).

Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы почувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.

Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда исчезают?

Дети: Из трубочки.

Воспитатель. Пузырьки вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.

Итог.

Воспитатель:  Ребятки, а какой воздух нужен нам для дыхания?

Дети: Чистый и прозрачный.

 

3. Игры с воздушными  шариками.

Приходит Воспитатель и приносит два шарика: один надут полностью, а другой – наполовину.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принесла! Хотите поиграть?

Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.)

Дети обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что сильно надут, другой – мягкий.

Воспитатель. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать – я не знаю.

Ребята, что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть?

Дети.  Побольше надуть.

Воспитатель. Что находится внутри шарика?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Как он попал в шарик?

Дети. Его туда выдыхают.

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

Воспитатель.  Покажите, ребята, как вы умеете  вдыхать и выдыхать воздух.

На выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха.

Откуда берётся воздух внутри человека?

Дети. Его вдыхают.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Воспитатель организует игры со вторым шариком: ребенок надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы пронаблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.

4. Выдувание мыльных пузырей.

Воспитатель (обращает внимание детей на поднос) Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы положили на него?

Ответы детей.

Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную. А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А я сейчас сделаю для нашей пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в воронку и подую в соломинку вот так.

Над воронкой надувается мыльный пузырь (над пуговицей)

Воспитатель. Вот получился ещё один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей) Правильно, я его выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?

Игра. 

Педагог показывает, как можно надуть мыльный пузырь (используется игрушка «Мыльные пузыри). Дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.